Подписка на блог

Контент автора в социальных сетях

Всю сознательную жизнь работаю в образовании.

В настоящее время — заместитель директора по учебно-воспитательной работе и учитель школы № 509: руковожу центром цифрового образования «ИнфинITи» школы и веду уроки информатики.
Ранее (в т.ч. по совместительству): зам. директора по информатизации школы № 509, программист СПбЦОКОиИТ, сотрудник Инспекции Комитета по образованию Санкт-Петербурга, заведующий ЦИО ИМЦ Петродворцового района, сотрудник поддержки ВКонтакте, инженер ЦИО ИМЦ Красносельского района, педагог дополнительного образования УМЦ «ИНФОБ» и лицея № 395, переводчик, индивидуальный предприниматель и проч., проч., проч.…

Disclaimer. Вся информация, опубликованная в этом блоге, отражает персональное мнение частного лица, даже если затрагивает рабочие темы, и не представляет официальную позицию какой-либо организации или органа власти (хотя и может с таковой позицией совпадать… или не совпадать).

Меня можно найти: VKTelegramХабрахабрWebfolio

Избранное

«Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Молодая учительница после окончания колледжа попадает в среднюю школу, находящуюся в неблагополучном районе. Отношения учителей и учеников складываются очень непросто: и тем, и другим приходится иногда идти против системы. Большинство учителей пытаются добиться успеха, удерживая в классе хоть какую-то видимость цивилизации.

Думаю, для многих коллег эта история звучит знакомо. Однако я сейчас говорю не о современных реалиях российской школы, а о романе Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», написанном в 1964 году в Америке.

Обучение трудных подростков, бюрократия в школах и интеграция мигрантов — мнение по этим острым вопросам, пожалуй, есть у каждого нынешнего учителя, ученика или его родителя. Тем занимательнее, что проблемы, встречавшиеся в системе образования 60 лет назад, не имеют геополитических границ и временных рамок.

Рекомендую почитать (или послушать в формате аудиокниги) всем учителям — да что уж там, и старшеклассникам. Можно сделать много выводов о своей работе (и об учёбе, и об учителях). Или не сделать.

«Культурный код»

Наверное, в «багаже» у каждого из нас есть какие-то культурные феномены, по которым можно идентифицировать человека в системе координат «„свой“ — „чужой“». Ну, по крайней мере, «свой». Примерно как у Высоцкого: «… значит, нужные книги ты в детстве читал».

Для меня таким индикатором «свойскости» является музыка. Если человек (а уж тем более человек моложе/младше меня) слушает Queen и Scorpions, узнаёт с первых аккордов The Beatles и Uriah Heep, отличает Элтона Джона от Джона Леннона (ну, как в анекдоте: «... Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля...») — скорее всего, это человек, с которым мне будет о чём поговорить.

Важно, что здесь именно односторонняя импликация, а не равносильность. При этом подчеркну: любые инверсии или перестановки операндов в этой импликации лишат её истинности. Из несовпадения вкусов не следует ничего, из самой по себе «свойскости» — тоже.

Есть у меня подобные индикаторы и в числе литературных произведений: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «1984» Оруэлла, «Маленький принц» Экзюпери, «Заповедник» Довлатова...

А как у вас? Есть ли у вас такие исполнители, писатели, художники или конкретные произведения, которые являются индикаторами потенциально совместимого «культурного кода»?

Семинар «Цифровая трансформация образования: новые вызовы — новые умения»

24 марта 2021 года в школе № 509 прошёл выездной онлайн-семинар «Цифровая трансформация образования: новые вызовы — новые умения» XII Всероссийской конференции с международным участием «Информационные технологии для Новой школы». Конференция проводится ежегодно в рамках Петербургского международного образовательного форума.

В рамках семинара представлено 14 видеодокладов суммарной продолжительностью более двух часов. Административная команда и педагогический коллектив ГБОУ № 509 представили новые подходы к развитию методической системы школы, поделились опытом трансформации отдельных сегментов образовательной среды и своими ноу-хау — в части проектирования и реализации новых инструментов, преобразующих образовательную среду в соответствии с формирующимся образом цифровой школы.

С материалами семинара ознакомились более 150 посетителей из Санкт-Петербурга, Москвы, Ленинградской, Кемеровской, Вологодской, Нижегородской, Омской, Калининградской, Ярославской, Амурской, Кировской, Свердловской областей, республик Карелия, Башкортостан, Татарстан, Пермского края, а также из города Минск республики Беларусь.

В форме обратной связи посетители семинара отметили «интересное, содержательное знакомство с опытом школы» и высоко оценили актуальность и доступность изложения представленных материалов.

В нескольких докладах — одном пленарном и нескольких секционных — поучаствовал и я.

Все видеодоклады конференции постоянно доступны по ссылке: https://itns2021.school509.spb.ru/

«Территория смыслов — 2018». Смена «Образование будущего»

5 — 11 июля во Владимирской области проходила смена «Образование будущего» молодёжного форума «Территория смыслов на Клязьме». Традиционно смены «ТС» ориентированы одновременно на представителей нескольких сообществ. Наша смена «Образование будущего» проводилась для молодых педагогов, студентов — будущих педагогов, муниципальных и региональных кураторов РДШ и представителей медиа/блогеров. Мы с коллегой, учителем математики школы № 509 Мариной Беловой, приняли участие в форуме в составе делегации Санкт-Петербурга: я в качестве «медийщика», Марина — в качестве молодого педагога.

Буквально с «проходной» мы были приятно удивлены продуманностью и «чёткостью» форума. Очень порадовала организация и оформление пространства. В плане дизайна — всё было стильно и минималистично, и везде прослеживался фирменный стиль: от оформления лекториев и сцены до объявлений на холодильнике с мороженым на фуд-корте. Понравились и инженерные (в частности, IT-) решения.

В этот раз программа форума позиционировалась организаторами не как «образовательная», а как «программа личностного развития». Забегая вперёд, скажу, что не зря.

Большое значение отведено нетворкингу — деятельности, направленной на выстраивание новых отношений с ранее незнакомыми людьми. И действительно, в смене приняли участие 1000 молодых людей со всей России — от Калининграда до Камчатки. Молодых людей, работающих в одной профессиональной плоскости. Это и правда очень благоприятная среда для новых знакомств и профессиональных бесед.

Ключевая роль в программе личностного развития форума отводилась тренд-сессиям — особой технологии технология формулирования трендов для проектирования личного и командного трекинга тактических и стратегических изменений. Покомандно мы искали тренды и формулировали проблемы, стоящие перед сообществами, разрабатывали проекты, решающие выявленные проблемы и развивающие найденные тренды. В последний слот тренд-сессии, когда все проекты были уже защищены, мы выстраивали личный трекинг — составляя персональный план достижения своих профессиональных целей в сообществе и в организации.

Другая важная часть программы форума — «Диалоги на равных» — лекции значимых гостей, неизменно заканчивающиеся сессиями вопросов и ответов.

Перед нами выступили руководитель Федерального агентства по делам молодёжи Александр Бугаев с лекцией «Россия — страна возможностей» и его заместитель Екатерина Драгунова с рассказом о том, как «Россия удивляет». Глава ведомства Александр Бугаев представил участникам смены «Образование будущего» ведущие проекты Росмолодёжи, в том числе и Российское движение школьников. Директор ФГБУ «Росдетцентр», ответственный секретарь Координационного совета РДШ Алиса Крюкова рассказала о проектах РДШ.

С темой «Новое образование» выступил Григорий Трубников, первый заместитель Министра науки и высшего образования РФ.

Великолепное выступление «Теория поколений — Y» Валерии Касамара, Заведующей Научно-учебной лабораторией политических исследований НИУ «ВШЭ», буквально растащили на цитаты :) [Презентация с выступления]

Директор Росдетцентра Алиса Крюкова и Герой России, лётчик-космонавт, председатель РДШ Сергей Рязанский, рассказали об Российском движении школьников — направлениях и приоритетах развития организации.

О «Школе, устремлённой в будущее», рассказали Исак Фрумин, член Ученого совета НИУ ВШЭ, и Олег Федоров, руководитель образовательной программы ВШЭ, академический руководитель программ «Педагогическое образование» и «Учитель России».

Зинаида Драгункина, председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по науке, образованию и культуре, выступила с лекцией «Современная школа — новые пути развития образования и воспитания». Как отметила Зинаида Федоровна, сегодня не бывает таких законов, которые в процессе не получают доработок и поправок. Так, в ходе совместной работы были внесены поправки в принятый в 2012 году «Закон об образовании». Удалось добиться возвращения медалей выпускникам школ, льгот для поступления в вузы для сирот, а также узаконили школьную форму. Сегодня ведётся работа, в том числе над улучшением ЕГЭ. С законодательными инициативами выступили и сами участники. Зинаида Фёдоровна обещала вынести озвученные из зала идеи на обсуждение в комитете Совета Федерации.

Участники форума встретились и с Ольгой Васильевой, Министром просвещения Российской Федерации. Ключевой темой более полуторачасового общения стали цели и задачи, которые стоят перед Министерством Просвещения: создание конкурентоспособного образования и вхождения системы образования России в 10-ку лучших в мире. Разумеется, речь зашла не только о инфраструктурных изменениях образования, но и в содержательном аспекте. Министерство просвещения ставит перед собой задачи до конца 2018 года: внедрение стандартов базового образования и формирование Федерального перечня учебников. Отвечая на вопросы участников форума, Ольга Юрьевна рассказала про приоритетный проект для учителей — платформу «Российская электронная школа», обсудили классное руководство, а также роль родителей в образовании детей.

Елена Ульянова, Президент Институт Ускорения Экономического Развития (Рыбаков Фонд), и Лариса Смышляева, Директор Института психологии и педагогики Томского государственного педагогического университета, говорили о «Равенстве возможностей» — обсудили особенности инклюзивного образования в нашей стране.

Елена Шмелева, руководитель Фонда «Талант и успех» (детский центр «Сириус») в своём выступлении говорила о том, «Что такое талант и как его выявить»

Встреча с Ярославом Кузьминовым, ректором Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», дала возможность подискутировать о том, должно ли быть высшее образование платным, как быть с научными трудами, заочном образовании, конкуренции российской и западной школы, онлайн-университетах.

Завершила смену встреча с Помощником Президента России, бывшим Министром образования, Андреем Фурсенко. Молодые педагоги обсудили с гостем образ идеального учителя и будущее образования. Много говорили о престиже профессии и уровне заработной платы. Участники также выступили с законодательными инициативами. Спикер подчеркнул, что именно молодежь должна быть заинтересована в построении своего будущего, от их решений и заинтересованности зависит будущее всей страны.

Помимо интенсивных общих лекций каждый участник мог посетить мастер-классы и «точки смысла» по своему выбору. Лично для меня очень интересен оказался мастер-класс «Как устроена работа пресс-службы Форума ТС18» от Сергея Никифорова, руководитель пресс-службы и СППИ [службы по производству искусства] Форума. Буду стараться внедрить что-то из услышанного в работу школьной пресс-службы и школьного медиацентра.

Конечно, одними лишь образовательными активностями деятельность на форуме не ограничивалась. Участникам предлагались творческие мастер-классы и занятия спортом, а также были доступны настольные и спортивные игры. Ну и куда же без конкурсов. :)

А ещё каждый из дней был посвящён одной из ценностей, становившейся «хэштегом» дня: добро, счастье, семья, любовь, дружба. К выбранной ценности были приурочены микроконкурсы в течение дня и активности на утренней и вечерней «Картах дня» (что-то вроде общефорумных линеек).

Форум зарядил новыми идеями. Осталось уложить всё в голове как следует. Спасибо, «Территория смыслов»! ТС навсегда! :)

P.S. Заглавное фото, видеозаписи «Диалогов на равных» и часть комментариев к «Диалогам…» предоставлены пресс-службой форума.